Ежегодный мониторинг уровня готовности дошкольников к обучению в школе

Ежегодный мониторинг уровня готовности дошкольников к обучению в школе

Муниципальная система оценки качества образования в городе Канаш охватывает все образовательные ниши, в том числе дошкольное образование. Сегодня встает вопрос не только о возможности получения дошкольной образовательной услуги, но и о ее качестве. Диапазон дошкольного образования в городе Канаш достаточно традиционен – 100 % детей посещали детский сад три года и более. Существуют совершенно определенные требования к будущему первокласснику, не удовлетворяя которым ребенок не сможет быть успешным в начальной школе и далее в своем движении по образовательной траектории.

Учитывая необходимость планомерного исследования процесса перехода от дошкольного образования к обучению в начальной школе, специалистами Муниципального бюджетного нетипового образовательного учреждения «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Азамат» города Канаш Чувашской Республики организовано проведение ежегодного исследования по определению готовности первоклассников к обучению в школе.

Для организации и проведения данного исследования выбрано скрининг-обследование готовности к школьному обучению (Авторы: Н. Семаго, М. Семаго). 

Цель: оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности: возможности работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умения самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, обладать определенным уровнем работоспособности, а также вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение следующего. Таким образом, оценивается сформированность регуляторного компонента деятельности в целом. Выделение произвольной регуляции собственной деятельности как первостепенной составляющей готовности ребенка к началу обучения является основой данной программы.

Помимо оценки результатов выполняемых заданий, учитывались особенности деятельности и характер поведения ребенка в процессе работы. Это является чрезвычайно важным, поскольку, с одной стороны, более четко выявляется «цена» деятельности ребенка, его эмоциональные, «энергоресурсные» затраты, с другой — появляется возможность прогностической оценки поведенческих особенностей ребенка в условиях групповой работы.

Предлагаемые задания не требовали дополнительных умений (чтение, письмо) и были построены на основе базовых умений дошкольника (рисование).

Срок проведения диагностики:

25.03.2024-09.04.2024 г. г. - организованное обследование воспитанников ДОУ.

После проведения исследования в образовательном учреждении и обработки полученных данных на каждого ученика результаты были переданы в «Муниципальное казённое учреждение «Отдел образования и молодежной политики администрации города Канаш Чувашской Республики».

Профиль готовности первоклассника к обучению в школе – включает следующие позиции:

1.      Оценка особенностей тонкой моторики и произвольного внимания (удержание как самой инструкции, так и двигательной программы), умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции.

2.      Оценка сформированности навыков пересчета в пределах 9, соотнесение цифры и количества изображенных фигур. Оценка моторных навыков при изображении цифры. Определение сформированности понятия «больше—меньше» в ситуации «конфликтного» расположения элементов.

3.      Оценка сформированности у ребенка звукового и звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух; сформированность графической деятельности, произвольная регуляция собственной деятельности.

4.      Выявление сформированности произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности), возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности.

5.      Общая оценка сформированности графической деятельности, оценка топологических и метрических (соблюдение пропорций) пространственных представлений, общего уровня развития.

В исследовании примут участие 597 воспитанник выпускных групп города Канаш Чувашской Республики.