Обследование воспитанников выпускных групп

Во исполнение приказа № 51/1 от 28 марта 2017 года «О проведении диагностики дошкольников на готовность к обучению в школе» Муниципального бюджетного нетипового образовательного учреждения «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Азамат» города Канаш Чувашской Республики была проведена психологическая диагностика готовности будущих первоклассников к обучению в школе в 2017-2018 учебном году.

Целью данного исследования было определение уровня готовности первоклассников города Канаш Чувашской Республики к обучению в начальном звене. Предлагаемые задания не требовали дополнительных умений (чтение, письмо) и были построены на основе базовых умений дошкольника (рисование).

Профиль готовности первоклассника к  обучению  в  школе – включает следующие позиции:

Исследование наглядно-образного мышления

Методика диагностики зрительно-моторной координации используется психологами для выявлений особенностей зрительно-моторной координации, которая является показателем целого ряда параметров: развития  тонкой моторики руки, наличия минимальной мозговой дисфункции и более серьезных нарушений, требующих консультации медиков.

Выявление умения ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Умение ориентироваться на плоскости является одним из факторов успешной подготовки к школе. Работа в тетради требует жесткой дисциплинированности. Формирование графического навыка во многом зависит от умения ориентироваться на листе бумаги. К пяти-шести годам большинство детей должны освоить понятия «за», «перед», «над» и подобные, однако многие путаются в понятиях «слева», «справа», «левый верхний угол», «три клеточки вправо».

Проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия. В процессе обучения грамоте первоклассников фонематические нарушения являются ведущими в структуре речевого дефекта, и именно нечеткие артикуляционные образы становятся причиной нечеткой слуховой дифференциации звуков, что может привести к затруднениям  при овладении навыками чтения и письма.

Позитивное эмоционально-ценностное отношение к учебной деятельности. Многолетние наблюдения за обучающимися вывели некоторую закономерность. Дети, которым интересно, у которых сформирована позитивная установка на обучение в школе, заряженность на успех, у которых есть потребность в познании нового, как правило, с удовольствием идут в школу, с легкостью учатся, не доставляя хлопот учителям и родителям.

Диагностика уровня развития слуховой памяти. Слуховая память – одна из разновидностей образной памяти, связанная с запечатлением, сохранением и воспроизведением слуховых образов. Дети с нормальным развитием данного параметра при преднамеренном запоминании воспроизводят 80-90% информации, дети с нарушениями 60- 70%, а в отдельных случаях и менее 50%.

Диагностика зрительной памяти. Умение создавать мысленно картинку — зрительный образ — важно в процессе обучения. Этот навык помогает лучше и быстрее запоминать конкретный и абстрактный материал. Хорошая зрительная память поможет школьнику справляться со сложными задачами и надолго запоминать выученный предмет.

Интуитивный визуальный анализ-синтез. Понятийное интуитивное мышление основано на личном опыте ребёнка, связано с его возможностью разбираться в материале и самообучаться. Это мышление необходимо, как, база для усвоения школьных знаний. Успешно обучаться в школе будут те дети, кто умеет эффективно работать с информацией – выделять суть, видеть причинно-следственные связи, противоречия, мыслить категориями. Люди обладающие хорошим мышлением также хорошо адаптируются, ведь понимание того что происходит, умение прогнозировать ситуации способствует уверенности в себе и адекватным действиям.

Умение устанавливать логические связи. Воспроизведение заученной по памяти последовательности чисел (умение считать до определенного числа) не означает, что ребенок готов к усвоению математики. Главное — это развитие мыслительных операций: сравнения, комбинирования, анализа, внутреннего плана действий (действия в уме), обобщения, умений выделять существенное в предметах, понятиях и явлениях окружающего мира, производить классификацию понятий. Ребенок должен уметь рассуждать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую последовательность.

Визуальные аналогии. Диагностика сформированности основ понятийного мышления.

В исследовании приняли участие все дошкольные образовательные учреждения города. Охват участников составил более  шестисот воспитанников. Итоговые материалы о результатах тестирования уровня готовности дошкольников к обучению в школе переданы в общеобразовательные учреждения. Следует отметить, что в целом готовность первоклассников  города Канаш соответствует возрастной норме. Выявленные проблемные результаты будут внимательно изучены, рассмотрены на заседаниях малых педагогических советов (педсоветах  учителей начального звена). Дети с низким уровнем готовности, должны находиться под пристальным вниманием учителей и психологов. При необходимости с ними нужно организовать дополнительные коррекционные занятия. Особо низкий уровень готовности к школе связан, в первую очередь, с несформированностью предпосылок учебной деятельности. Таких детей следует очень осторожно и постепенно вводить стандартную для школы систему отношений, чтобы у школьников не возникла дезадаптация. Полученные результаты необходимо учитывать при планировании конкретной деятельности учителей начальной школы.