С 1 сентября 2016 года вступили в силу Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1598) и Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года 3 1599), в которых закрепляются права и обязанности по определению варианта адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также по предоставлению рекомендаций по изменению варианта данной программы.
В новой образовательной ситуации интенсивного развития инклюзивной практики особая роль в организации психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями и определении специальных образовательных условий отводится психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). ПМПК присваивает ребёнку статус «ребёнок с ограниченными возможностями здоровья» (ребенок со статусом ОВЗ).
В ходе психолого-медико-педагогического обследования ребенка специалисты комиссии изучают: психофизические особенности, наиболее часто выставляемый клинический (нозологический) диагноз, поведение и регуляцию деятельности, социально-эмоциональную адекватность / адаптированность, коммуникацию / коммуникативную активность, речь, когнитивные особенности, обучаемость, помощь со стороны взрослого, обученность (в соответствии с ООП), критерии раннего развития.
Адресатом коллегиального заключения ПМПК являются родители и специалисты образовательного учреждения, в которое направляется ребенок.
Так, специалистами территориальной ПМПК города Канаш на 29 августа 2017 года обследовано 58 детей дошкольного и школьного возрастов.
На основании проведенного обследования территориальная ПМПК подробно отразила в выданных заключениях необходимые для получения образования детям с ОВЗ данные:
- обоснованные выводы о наличии или отсутствии у ребёнка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонении в поведении;
- наличие или отсутствие необходимости создания условий для получения ребёнком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;
- рекомендации по определению образовательной программы, которую может освоить ребёнок;
- форма и режим получения образования;
- рекомендации о необходимых направлениях коррекционно-развивающей работы специалистов в рамках реализации Коррекционной программы;
- рекомендации по созданию других необходимых специальных образовательных условий: программно-дидактического обеспечения; специальных технических средств; использование специальных педагогических методов и приёмов.
Работа комиссии будет осуществляться в течение 2017-2018 учебного года согласно утвержденному графику заседаний на базе МБНОУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Азамат» г. Канаш.