Адаптация первоклассников к условиям школьного обучения

Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребёнок должен каждый день ходить в школу, соблюдать режим дня, подчиняться правилам школьной жизни, выполнять требования учителей, выполнять домашние задания.

В это же период преобразуется личность ребенка, его познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. Переживание ребёнком этих изменений, даже если он их не совсем осознает, всегда заметно: он гордится тем, что стал школьником. Это верный признак того, что у ребёнка формируется «внутренняя позиция школьника».

Учителя и родители могут оказать ребёнку существенную помощь в процессе школьной адаптации, поэтому обсуждение вопросов адаптации и поиск способов преодоления трудностей является столь важным.

По сложившейся традиции, в рамках городской акции «Внимание – первоклассник!» педагоги-психологи психологического центра «Азамат» города Канаш организуют и проводят методические семинары для учителей 1 классов, информационно-ознакомительные встречи с родителями первоклассников.

Так, 29 сентября 2017  года на базе Центра состоялся очередной семинар «Актуальные вопросы адаптации первоклассников к обучению в школе».

Открыла мероприятие директор МБНОУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Азамат» г. Канаш Александрова Татьяна Ханатиевна, ознакомив педагогов с результатами обследования воспитанников выпускных групп дошкольных образовательных учреждений города Канаш, подлежащих обучению  в общеобразовательных  учреждениях  в 2017-2018 учебном году, в целях определения их готовности к обучению в начальной школе. Александрова Т. Х. затронула  проблемы профилактики в обучении и развитии школьников, дала рекомендации по работе с детьми с трудностями в обучении, детьми с минимальными мозговыми дисфункциями.

Самилкина Галина Георгиеевна, учитель начальных классов МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Канаш ознакомила присутствовавших с деятельностью по формированию и развитию универсальных учебных действий учащихся во внеурочной деятельности. Она рассказала об особенностях современного урока, который по новым стандартам, должен быть не только более гибким по целям и задачам, вариативным по формам и методам проведения; но и более интересным, результативным, и, самое главное, личностно-ориентированным.

Учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Канаш Акчурина Галина Петровна выступила с кратким докладом: «Создание здоровьесберегающего пространства в процессе обучения младших школьников».  

Также на семинаре рассмотрены вопросы развития исследовательской и творческой мотивации первоклассников, данный аспект осветила педагог-психолог  МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Канаш Алтунина Марина Евгеньевна. Ее выступление на тему: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе» вызвало немалый интерес среди коллег.

В ходе семинара,  было решено провести обследование первоклассников с последующим анализом результатов. Для того чтобы адаптационный период протекал успешно, учителя на семинаре постарались  выработать единые требования  к учащимся в период адаптации.

          Педагоги пополнили свою методическую копилку видео- и мультимедиа-материалами для последующего применения их в своей работе.