Переход из начальной в среднюю школу является кризисным этапом в школьной жизни. Он связан с возрастанием нагрузки на психику ученика, поскольку в пятом классе происходит резкое изменение условий обучения. Дети переходят от одного основного учителя к системе "классный руководитель – учителя-предметники", появляется кабинетная система. Разнообразие требований, предъявляемых к школьнику учителями (нередко фактором, осложняющим процесс адаптации у пятиклассников, служит именно несогласованность, и даже противоречивость требований разных педагогов), необходимость на каждом уроке приспосабливаться к индивидуальному стилю преподавания педагога – все это является серьезным испытанием для психики школьника.
Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается.
2 ноября на базе психологического центра «Азамат» состоялся семинар «Профилактика эмоционально-неблагополучного состояния пятиклассников». В мероприятии приняли участие классные руководители пятых классов общеобразовательных школ. В ходе семинара Н.А. Ефимова познакомила учителей с принципами бесконфликтного общения в семье, были даны рекомендации для родителей по использованию важнейших навыков при разрешении семейных конфликтов. В процессе живого общения обсудили, какие техники желательно использовать в общении с детьми.
Кетиладзе Н.Г. выступила с темой «У депрессии нет лица», в ходе раскрытия которой ознакомила слушателей с причиной и симптомами детской депрессии, как одной из причин детского суицидального поведения. #У депрессии нет лица» или #faceofdepression- под таким хэштегом многочисленные пользователи соцсетей запустили социальный флешмоб, чтобы доказать, что люди, которые страдают от этого заболевания, часто не выделяются из толпы и ничем не выдают своё состояние. А это значит, что к словам человека, особенно ребенка, о том, что ему плохо, стоит всегда относиться всерьёз. Пока не стало слишком поздно.
Также она осветила проблему бесконтрольного со стороны взрослых доступа детей к сети интернет, что приводит к просмотру фильмов ужасов и фильмов, содержащих сцены порнографического характера. Учителя пятых классов были ознакомлены с нарушениями эмоциональной и поведенческой сферы, к которым может привести преждевременное знакомство детей в пубертатном возрасте с информацией такого рода. Было рекомендовано осветить данную проблематику на родительских собраниях.
Педагог-психолог Демьянова А.Ю. познакомила учителей с психологическими методиками, которые можно провести с учениками пятых классов на выявление дезадаптивных форм поведения у детей при переходе в среднее звено.