19 апреля в СОШ № 8 было организовано собрание для родителей, чьи дети в этом учебном году сдают экзамены. Педагог-психолог Кетиладзе Н.Г. Центра выступил на собрании по теме «Помощь родителям в подготовке к экзаменам: что делать и чего не стоит делать»
Подготовка к экзаменам и их сдача – время, когда 9-классники и 11-классники ощущают большую психоэмоциональную нагрузку. Родителям важно постараться поддержать психическое и эмоциональное здоровье своего ребенка. Вселить в него уверенность в успехе, обсуждать все трудности, которые возникают в процессе подготовки к экзаменам и их сдачи.
Вот несколько психологических рекомендаций, что СЛЕДУЕТ делать и говорить родителям на предэкзаменационном этапе:
- Создайте ситуацию эмоционального комфорта для ребенка
- Создайте для ребенка ситуацию успеха, поощрения, поддержки. Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен(а), что ты все сделаешь хорошо», «Ты делаешь это хорошо», «У тебя все получится!», «Ты сможешь это сделать», «Я буду мысленно всегда рядом с тобой!»
- Обеспечьте детям ощущение эмоциональной поддержки во время проведения пробного экзамена.
- Создайте в семье благоприятный климат: эмоционально ровный настрой родителей
- Демонстрируйте любовь и уважение к ребенку
- Общайтесь с ребенком с доброжелательным выражением лица, позитивным тоном высказываний
- Важны поддерживающие прикосновения
- Важно понять, в какой именно помощи нуждается именно ваш ребенок. Нужно спросить его об этом «Как я могу тебе помочь?»
- Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы, не дожидаясь усталости.
- Постарайтесь «подкармливать» ребенка положительными эмоциями (в свободное время вспоминайте прошлое, когда ему было хорошо: праздники, отдых, развлечения, путешествия; стройте планы на будущее, которые вдохновят ребенка (ты сдашь экзамен, и мы поедем на море, купим тебе новые джинсы, съездим за город и т.д.)
- Старайтесь справляться со своей собственной тревогой, так как ребенку всегда передается волнение родителей. Если взрослый в ответственный момент сможет справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу своих возрастных особенностей может «эмоционально» сорваться.
Что НЕ СЛЕДУЕТ делать и говорить родителям на предэкзаменационном этапе:
- Не обесценивайте значимость этого события словами: «Экзамен- это ерунда, не надо переживать, их у тебя столько в жизни будет». Это не расслабляет, а только вызывает недовольство и злость ребенка. Он просто подумает, что вы несерьезно относитесь к вещам, которые для него значимы.
- Избегайте подчеркивания промахов ребенка
- Не заставляйте ребенка учить предмет так, как это кажется лучшим для самого родителя
- Ни в коем случае не ругайте, не давите, не критикуйте ребенка, даже если первый экзамен он сдаст не так, как Вы рассчитывали.
- Не используйте тактику запугивания или программирования негативного будущего: «Хочешь быть дворником – иди, мети улицы», «Ты хоть понимаешь, что мы с отцом (матерью) скоро состаримся, и тебе придется обеспечивать нас?» и т.д.