Рекомендации по режиму дня школьника

Рекомендации по режиму дня школьника

Рекомендации по режиму дня школьника

Режим дня школьника представляет собой распорядок бодрствования и сна, чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток. От того, насколько правильно организован режим дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе. Режим для школьника важен потому, что он создает прочные рефлексы, воспитывает полезные устойчивые привычки. Рациональный режим дня создает здоровый динамический стереотип поведения, укрепляет нервную систему ученика. Ежедневное выполнение рационального режима дня, имеет немаловажное значение для успешного обучения. Приученный к режиму ребенок всегда будет иметь время для занятий в школе и дома, для отдыха, прогулок и игры, для оказания помощи родителям по хозяйству (это должно быть предусмотрено режимом дня). Выработанные в детстве привычки облегчают работу и нередко сохраняются на всю жизнь.

Основными элементами режима дня школьника являются:

-учебные занятия в школе и дома;

-активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе;

-регулярное и достаточное питание;

-физиологически полноценный сон;

-свободная деятельность по индивидуальному выбору.

Физиологически полноценный сон

Школьникам показано увеличивать обычную продолжительность сна (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами и при всякой напряжённой умственной деятельности. У детей, недосыпающих 2–2,5 часа, уровень работоспособности на уроках снижается на 30 % по сравнению с детьми, «высыпающими» свою норму. Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюдать некоторые условия: 

-ложиться спать в одно и то же время;

-ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и т. п.);

-сформировать собственные полезные привычки («ритуал»): вечерний душ или ванна, прогулка, чтение и т. п.

Кровать у ребёнка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Комнату нужно хорошо проветривать.

Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и составляет:

·         в 7-10 лет – 10-11 часов;

·         в 11-14 лет -9-10 часов;

·         в 15-17 лет – 9-8 часов

·         Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов.

Регулярное и достаточное питание

Беспорядочный прием пищи ведет к тому, что не происходит необходимой подготовки желудочно-кишечного аппарата к этим приемам пищи, хуже усваиваются питательные вещества, теряется аппетит. Особенно портит аппетит беспорядочная еда сладостей и сахара. При этом рацион должен быть сбалансированным по составу, содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, пищевых волокон, витаминов и минералов, что способствует правильному росту и развитию ребенка.

Активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе

Не следует приступать к выполнению домашних заданий сразу по приходу домой из школы. Не успевший отдохнуть организм получает дополнительную нагрузку, работоспособность его понижается, и на приготовление уроков затрачивается больше времени. Особое внимание следует уделить двигательной активности ребёнка и прогулкам на свежем воздухе. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3–3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников. Если ребенок дополнительно занимается в кружках, то эти занятия должны быть ограничены: не более двух дополнительных занятий. Желательно, чтобы они были разные: спортивные чередовались с познавательными занятиями. А выходные только для отдыха!

Особое внимание следует уделить нормам работы школьников за компьютерами.

Непрерывная длительность занятий непосредственно с персональным компьютером (далее-ПК) не должна превышать:

 ·         Для учащихся 1-4-х классов – 15 мин.;

 ·         Для учащихся 5-7-х классов – 20 мин;

 ·         Для учащихся 8-11-х классов – 25 мин.

Работа на ПК должна осуществляется в индивидуальном темпе и ритме. После установленной длительности работы на ПК следует проводить комплекс упражнений для глаз, после каждого урока на переменах – физические упражнения для профилактики общего утомления.  Занятия в кружках с использованием ПК должны организовываться не раньше чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи. Занятия в кружках с использованием ПК должны проводиться не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:

 ·         Для учащихся 2-5-х классов (7-10 лет) – не более 60 мин.;

 ·         Для учащихся 6-х классов и старше – до 90 мин.

 ·         Не рекомендуется проводить компьютерные игры перед сном.

Важно правильно организовать выполнение школьником домашних заданий.  Возвращаясь из школы, прежде чем заняться выполнением домашнего задания, ребёнок должен отдохнуть: поиграть, погулять, но не смотреть телевизор. Начинать выполнять домашнее задание следует не раньше 15–16 час. Необходимо знать о временных нормах выполнения домашних заданий и следить за их соблюдением. В 1 классе – 1 час; во 2 классе – 1,5 часа; в 3–4 классах – 2 часа. Нужно стремиться не выходить за рамки рекомендованного времени. Важно правильно организовать рабочее место школьника - условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребенок, что ощутимо влияет на его успеваемость и здоровье. Рабочее место может быть удобным только в том случае, если размеры стола и стула будут соответствовать росту школьника. При этом нужно, чтобы туловище находилось в вертикальном положении, голова слегка была наклонена вперед, ноги согнуты под прямым углом, подошвы всей поверхностью касались пола. Стул должен иметь невысокую спинку. Стол, за которым занимается ребенок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребенок левша, то наоборот), Аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Соблюдение этих условий обеспечивает хорошее зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение и способствует выработке правильной осанки.  Как правило, грамотно организованный день школьника быстро приносит положительные изменения в его настроение, самочувствие и успеваемость!

 Как начать учебный год без стресса

 Начало учебного года нередко становится стрессом и для самого школьника, и для всей семьи. Суета в книжных магазинах, первые «двойки», заспанный по утрам и несчастный ребёнок… Как избежать стресса от приближающегося первого звонка и встретить новый школьный год с радостью и позитивным настроем?

Не формируйте негативных ожиданий Прозвучит банально, но позитивный настрой работает гораздо лучше Вместе с ребёнком подготовьте его рабочее место Разгрести рабочий стол, проверить, что лежит в ящиках и на полках, освободить на полках место для новых учебников и тетрадей, составить список недостающих письменных принадлежностей – всё это стоит сделать заранее. Кроме наведения чистоты и систематизации пространства, такая уборка является хорошим психологическим упражнением, которое помогает подготовиться к изменению ритма жизни. Купите заранее всё, что можно И ещё: постарайтесь не требовать отличной успеваемости в первые же недели осени. Особенно если вы знаете, что ваши сын или дочь с трудом переключаются с одного режима на другой. Первые несколько недель в школе после летних каникул уходят на адаптацию к новому ритму жизни. Не ставьте ребёнку завышенную планку, требуя от него стройных рядов «пятёрок» в дневнике и блестящих ответов у доски. Если в этом учебном году вы планировали записать ребёнка в новые секции – хорошо, если их начало не будет совпадать с началом школьных занятий.

Помогайте планировать

Задача родителей – помочь ребёнку справиться с психологической и организационной нагрузкой. Спрашивайте, что из новых предметов ему интересно, а что вызывает непонимание или сложности, кто из новых учителей понравился, а кто пока не очень. Если поменялся состав класса, обязательно поговорите о том, как складываются отношения с новыми ребятами. Что касается организационной помощи, лучше всего работают наглядные расписания. Можно вместе со школьником составить и повесить на стену табличку-график, которая будет показывать, домашние задания по каким предметам в какие дни недели готовить. А может быть, ваши дочь или сын так хорошо управляются со смартфоном, что им будет удобнее и интереснее распланировать своё расписание там. Форма не так важна – важно, чтобы ребёнок постепенно приучился к самоорганизации и планированию.

 Начало учебного года — как пережить и о чем не забыть родителям.

 Поговорите с ним и о распорядке дня. Многие родители настаивают, чтобы сразу после прихода из школы и обеда ребёнок садился за уроки. Но для многих детей это неудачное решение, поскольку они не успевают достаточно отдохнуть, а после плотной еды ещё и не могут сосредоточиться. Возможно, школьнику требуется час-полтора на отдых после школьных занятий, и после этого уроки будут делаться быстрее и эффективнее.

 Выделите время на отдых и радость

Здорово, если на первые, ещё теплые недели сентября у вас получится запланировать какое-то приятное событие. Может быть, начало учебного года стоит отметить походом в кафе, зоопарк или просто прогулкой в лесу всей семьёй. Когда школа ассоциируется у ребёнка только с повинностями: ранним утренним вставанием, страхом оценок, необходимостью делать уроки, – ему трудно относится к учёбе с радостью. Гораздо приятнее, если есть позитивные ассоциации: чувство взрослости, интерес от открытия нового, гордость родителей и новые возможности. В таком случае первое сентября становится праздником и началом нового жизненного этапа.