Учебная мотивация
Многие родители младших школьников обращаются за
консультацией к психологу, по поводу нежелания учится. Жалуются на отсутствие
мотивации, и пренебрежение домашним заданием, частыми недомоганиями.
В возрасте 6-8 лет мир познаётся в игровой форме. Когда
интерес иссяк, игра прекращается. Но в отличие от игры, школу ребёнок не может
прекратить. Поэтому подсознание иногда ищет обход – и ребёнок начинает болеть,
например. Прислушивайтесь к тому, о чём просят ваши дочь или сын. Если сложно
вставать по утрам, помогите наладить режим и ложиться спать раньше. Не хочет
идти завтра в школу? – а вы всегда летите на крыльях на работу? Иногда сделать
внеплановый выходной не так плохо, если сравнивать с двухнедельным бронхитом в
качестве альтернативы.
Для первых классов важно поддерживать ребенка в плане
организации его времени. Если знаете, что ему трудно пока долго концентрировать
внимание, договоритесь о чередовании игр и дел. Некоторым детям нужно больше
эмоциональной включенности – они могут просить, чтобы вы сидели рядом с ними
всё время, пока они делают уроки. Это может раздражать маму, когда помимо
первоклашки есть работа, домашние дела или младший ребёнок. Поверьте, так не
будет всегда. Я не видела ещё ни одного 11-классника, который требует маму
рядом, пока делает уроки. Кому-то просто важно ощущать, что вы с ним в одном
пространстве, но при этом занимаетесь своими делами и включаетесь, если
возникают вопросы. Что вы будете неподалёку, если устанет и захочет немного
внимания и поддержки. Есть и те, кто буквально с первого дня хочет обходиться
самостоятельно, и любит принести уже готовые черновики или тетрадки на
проверку. Подыграйте. Никто кроме вас не знает вашего ребёнка лучше. То, что в
этот период ему нужно, и будет правильным в вашем случае. Не стоит говорить
«теперь ты школьник, делай сам, это твоя математика» уже с первых дней.
Спрашивайте, все ли ему понятно в задании, нужна ли помощь, но не
гиперопекайте. Первым делом после встречи из школы лучше спросить «Что сегодня
тебе понравилось? Что интересного ты узнал? Что тебя больше всего удивило? Что
не понравилось? » Если ребёнок не будет чувствовать, что вам интересно, чем он
живёт в школе, риск потерять интерес и ему самому только усиливается.
Дайте возможность вне школы оставаться ребёнком: играть,
гулять, общаться с друзьями. Это лучшие условия, в которых будут развиваться
все его способности, та среда, где рождаются интересы и стремления. А
принуждение обычно убивает всякую мотивацию.