Одной из наиболее распространенных проблем, с которой
родители обращаются к психологу, является повышенная тревожность ребенка.
Тревожность - повышенная склонность к переживанию эмоционального дискомфорта,
беспокойству, волнению. Она может быть связана с ожиданием и предчувствием
неприятных переживаний или опасности. При чем даже если все вокруг хорошо и
благополучно, ребенок может испытывать фоновое ощущение предстоящей беды (страх
перед неизвестностью).
К основным причинам возникновения этого конфликта
формирования тревожности относят:
• отсутствие чувства защищенности;
• отвержение и дистанцирование (эмоциональное) со
стороны взрослых;
• тревожность родителей;
• неблагоприятный эмоциональный фон в семье;
• противоречивостью предъявляемых родителями
требований;
• неадекватность предъявляемых требований;
• противоречием между требованиями в семье и школе,
детском саду;
• непоследовательность в воспитании;
• предъявление противоречивых требований;
• повышенная эмоциональность родителей;
• постоянное сравнение и приведение в пример других;
• авторитарно-жесткий или попустительский способ
воспитания;
• материальные затруднения в семье;
• неадекватными, как правило, завышенными,
требованиями (к примеру, родители страстно ожидают, всячески демонстрируя это,
от ребенка, что он станет хорошим гимнастом, в то время как он более силен в
гуманитарных науках, а не в спорте, или же споцифика его физиологии
предполагает более эффективную работу в силовах нагрузках, а в растяжке,
гибкости и подвижности суставов он уступает сверстникам);
• негативные требования: например учитель
(воспитатель) требует, чтобы ребенок сказал ему, кто баловался, а если не
скажет - то тогда он пожалуется родителям, что тот не слушается;
• стремление родителей соответствовать внешним
критериям нормы и социального благополучия (чрезмерная ориентация на
"картинку" вместо содержания).
Рекомендации
родителям тревожных детей и подростков:
- старайтесь больше разговаривать с ребенком,
больше объясняйте ему, рассуждайте;
- избегайте фраз типа "поймешь, когда
вырастешь" - знание появляется не от возраста, а от взаимодействия с
окружающим миром - в первую очередь с родителями! Дети не учатся тому "как
надо" или "хорошему" и "плохому" сами, значение многих
понятий, привычных взрослым, им не ведомы, не ленитесь их объяснять -
непонимание порождает тревогу;
- говорите о своих эмоциях и чувствах;
- не предъявляйте высоких требований к ребенку,
ваши ожидания не должны подрывать его самооценку, давать пищу для сомнений в
своих силах;
- старайтесь всячески убеждать ребенка в своей
безграничной и безусловной любви - демонстрируйте это, говорите, однако не
"душите" этим чувством, оно не должно вызывать у него смущения или
ощущения, что таким образом вы готовы взять на себя и всю ответственность;
- отмечайте его успехи, делитесь ими со всеми
членами семьи;
- избегайте употребления слов, унижающих
достоинство;
- не заставляйте малыша насильно извиняться за
проступки, это должно быть не механическое действие "по шаблону",
попросите его объяснить их причину (!), деликатно объясните, что чувствуете
сами в связи с этим и почему;
- сведите к минимуму число замечаний;
- не пугайте невыполнимыми наказаниями;
- чаще прибегайте к тактильному контакту,
объятиям - это помогает снизить как эмоциональное напряжение, так и
мышечное;
- оба родителя должны быть единодушными и
последовательными в вопросах воспитания;
- совместно выполняйте упражнения на релаксацию.
Малышам трудно понять - что значит расслабиться. Предложите представить
приятное место, например дачу летом, расскажите друг другу о своих ощущениях -
как там хорошо, как светит солнце, жужжат пчелы и т.д. Особенно эффективно
перед сном;
- тревожные дети, как правило, скрытны,
старайтесь деликатно выяснять причины страхов и тревог;
- ненавязчиво и аккуратно интересуйтесь всем,
что происходит в жизни вашего ребенка;
- по возможности сведите к минимуму количество
стрессовых ситуаций, но не перестарайтесь - ребенок должен учиться справляться
с трудностями - сперва с вашей помощью, затем самостоятельно (тут стоит
упомянуть о пользе овладения навыкам саморегуляции);
- предлагайте ребенку свою помощь, но не делайте
за него;
- в случае невозможности избежать серьезного
стресса, заранее готовьте малыша к этой ситуации;
- делитесь своими детскими воспоминаниями - в
том числе страхами, рассказывайте и об актуальных проблемах, волнениях;
- показывайте ребенку разницу в его достижениях
- сравнивайте прошлые успехи с настоящими, отмечая его старание и
усердие.