Тревожные дети

Одной из наиболее распространенных проблем, с которой родители обращаются к психологу, является повышенная тревожность ребенка. Тревожность - повышенная склонность к переживанию эмоционального дискомфорта, беспокойству, волнению. Она может быть связана с ожиданием и предчувствием неприятных переживаний или опасности. При чем даже если все вокруг хорошо и благополучно, ребенок может испытывать фоновое ощущение предстоящей беды (страх перед неизвестностью).

К основным причинам возникновения этого конфликта формирования тревожности относят:

• отсутствие чувства защищенности;

• отвержение и дистанцирование (эмоциональное) со стороны взрослых;

• тревожность родителей;

• неблагоприятный эмоциональный фон в семье;

• противоречивостью предъявляемых родителями требований;

• неадекватность предъявляемых требований;

• противоречием между требованиями в семье и школе, детском саду;

• непоследовательность в воспитании;

• предъявление противоречивых требований;

• повышенная эмоциональность родителей;

• постоянное сравнение и приведение в пример других;

• авторитарно-жесткий или попустительский способ воспитания;

• материальные затруднения в семье;

• неадекватными, как правило, завышенными, требованиями (к примеру, родители страстно ожидают, всячески демонстрируя это, от ребенка, что он станет хорошим гимнастом, в то время как он более силен в гуманитарных науках, а не в спорте, или же споцифика его физиологии предполагает более эффективную работу в силовах нагрузках, а в растяжке, гибкости и подвижности суставов он уступает сверстникам);

• негативные требования: например учитель (воспитатель) требует, чтобы ребенок сказал ему, кто баловался, а если не скажет - то тогда он пожалуется родителям, что тот не слушается;

• стремление родителей соответствовать внешним критериям нормы и социального благополучия (чрезмерная ориентация на "картинку" вместо содержания).

Рекомендации родителям тревожных детей и подростков: 

- старайтесь больше разговаривать с ребенком, больше объясняйте ему, рассуждайте; 
- избегайте фраз типа "поймешь, когда вырастешь" - знание появляется не от возраста, а от взаимодействия с окружающим миром - в первую очередь с родителями! Дети не учатся тому "как надо" или "хорошему" и "плохому" сами, значение многих понятий, привычных взрослым, им не ведомы, не ленитесь их объяснять - непонимание порождает тревогу; 
- говорите о своих эмоциях и чувствах; 
- не предъявляйте высоких требований к ребенку, ваши ожидания не должны подрывать его самооценку, давать пищу для сомнений в своих силах; 
- старайтесь всячески убеждать ребенка в своей безграничной и безусловной любви - демонстрируйте это, говорите, однако не "душите" этим чувством, оно не должно вызывать у него смущения или ощущения, что таким образом вы готовы взять на себя и всю ответственность; 
- отмечайте его успехи, делитесь ими со всеми членами семьи; 
- избегайте употребления слов, унижающих достоинство; 
- не заставляйте малыша насильно извиняться за проступки, это должно быть не механическое действие "по шаблону", попросите его объяснить их причину (!), деликатно объясните, что чувствуете сами в связи с этим и почему; 
- сведите к минимуму число замечаний; 
- не пугайте невыполнимыми наказаниями; 
- чаще прибегайте к тактильному контакту, объятиям - это помогает снизить как эмоциональное напряжение, так и мышечное; 
- оба родителя должны быть единодушными и последовательными в вопросах воспитания; 
- совместно выполняйте упражнения на релаксацию. Малышам трудно понять - что значит расслабиться. Предложите представить приятное место, например дачу летом, расскажите друг другу о своих ощущениях - как там хорошо, как светит солнце, жужжат пчелы и т.д. Особенно эффективно перед сном; 
- тревожные дети, как правило, скрытны, старайтесь деликатно выяснять причины страхов и тревог; 
- ненавязчиво и аккуратно интересуйтесь всем, что происходит в жизни вашего ребенка; 
- по возможности сведите к минимуму количество стрессовых ситуаций, но не перестарайтесь - ребенок должен учиться справляться с трудностями - сперва с вашей помощью, затем самостоятельно (тут стоит упомянуть о пользе овладения навыкам саморегуляции); 
- предлагайте ребенку свою помощь, но не делайте за него; 
- в случае невозможности избежать серьезного стресса, заранее готовьте малыша к этой ситуации; 
- делитесь своими детскими воспоминаниями - в том числе страхами, рассказывайте и об актуальных проблемах, волнениях; 
- показывайте ребенку разницу в его достижениях - сравнивайте прошлые успехи с настоящими, отмечая его старание и усердие.