Социальная готовность к школе – это подготовленность ребенка к перестройке прежнего привычного образа жизни и настрой на принятие новой роли, на общение в большом коллективе, на выполнение связанных с обучением обязанностей. Если ребенок не стремится занять новую позицию в обществе людей, не желает сделать шаг навстречу миру взрослости, который начинается со школы, то его психологическая готовность к школе еще не сформировалась. Даже, если ребенок имеет хорошую осведомленность и многому уже научился.
С поступления в школу дети начинают
свою подготовку к самостоятельной взрослой жизни. Старшие дошкольники понимают,
что школа – это пропуск во взрослую жизнь, и школьный период обязателен. У них
формируется потребность в новом социальном статусе, который они получат,
включаясь в такую серьезную деятельность как обучение.
Социальные
мотивы вполне могут доминировать в интересе ребенка к школе. Не редкость такие
высказывания дошкольников: «Хочу в школу, потому что там есть уроки и
переменки; там получают хорошие оценки; в школе у меня появится много новых
друзей». Или «Я буду ходить в школу, как и мои родители на работу», «Когда я
пойду в школу, я не буду спать днем, как маленький», «Буду получать одни пятерки».
К сожалению, социальные мотивы не
обеспечивают успешного обучения ребенка. Первое время они могут помочь
первокласснику полноценно включиться в учебную деятельность. Стараясь быть
прилежным учеником, ребенок внимательно слушает учителя, усердно выполняет
вполне посильные задания. За это он получает слова поддержки и похвалы от
учителя. В детском восприятии складывается завершенная картина: «Меня хвалят,
значит, я хороший ученик».
Но учебные задания все время повышают
планку трудности. Если на подмогу социальным мотивам не успеют подоспеть
познавательные мотивы деятельности, первоклассник теряет интерес к школьному
обучению.
Из
этого вытекает, что социальная готовность к школе выступает необходимым
условием для поступления в школу, но этого недостаточно, чтобы состоялось
полноценное включение в образовательный процесс.