Конфликты являются неизбежной составляющей человеческих
взаимоотношений. И опыт участия в конфликтах есть у каждого человека, потому
что каждый оказывается участником огромного количества различного рода
столкновений разнонаправленных интересов, потребностей и желаний — даже человек
очень маленький. Очевидно, что количество конфликтов резко возрастает в
условиях взаимодействия большого числа людей. Подростки
и дети часто вовлекаются в конфликты, становятся нарушителями или жертвами.
На базе МБНОУ «Центр психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи «Азамат» г. Канаш реализуется программа
«Общение без проблем». Цель программы - способствовать формированию у участников
образовательного процесса коммуникативных навыков, умения продуктивно общаться
и взаимодействовать и эффективно разрешать конфликты. На данный курс зачислено
20 ребят из образовательных учреждений города.
В результате обучения ученики будут:
иметь
представления о
§ природе конфликтов
§ стратегиях
поведения в конфликтных ситуациях
§ правилах поведения
в эмоционально напряженной ситуации
§ что такое
посредничество медиация (посредничество)
понимать
§ положительные и
отрицательные стороны конфликта
§ свою стратегию
поведения в конфликте
§ принципы
восстановительной медиации
§ эмоциональное
состояние в конфликтной ситуации свое и оппонента
уметь
§ анализировать свои
чувства в ситуации конфликта
владеть
способами эффективного поведения в
конфликтных ситуациях
Восстановительная медиация позволяет
подросткам избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний,
самостоятельно разрешить ситуацию (в том числе возместить ущерб), избежать
повторения подобного в будущем.
Главная цель медиации – превратить школу в безопасное, комфортное пространство
для всех участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей и
т.д.).
Школьная
медиация нужна для мирного решения проблем, снижения уровня насилия в школе и
сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из способов разрешения
споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует
выработке внесудебного решения.
Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу,
предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой
отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто
уже оступился. Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении
конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми.
В общем, можно сказать следующее: чтобы дети умели сами выходить из трудной
ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении
конфликтов, прислушивались к их мнению. Конфликт в школе, как и в обществе,
неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным
путем. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все
конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить
уровень подростковой преступности. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя
их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям,
чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.