При
ежедневном взаимодействии большого количества участников образовательных
отношений без ситуаций, проявляющих разногласия, обойтись вряд ли возможно.
Вместе с тем вовремя зафиксированный напряженный момент и его правильная
интерпретация позволят легко добиться конструктивных результатов, сблизить
людей, помочь им понять друг друга, прийти к прогрессу в воспитательных
аспектах. Неразрешенный же конфликт, напротив, усугубляет неприязненные
взаимоотношения, нарушает нормальный учебно-воспитательный процесс, разрушает
контакты всех участников образовательных отношений. Как избежать конфликта? Как
профессионально выйти из него? С кем взаимодействовать?
На
базе МБНОУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
«Азамат» г. Канаш реализуется программа «Общение без проблем». Цель программы -
способствовать
формированию у участников образовательного процесса коммуникативных навыков,
умения продуктивно общаться и взаимодействовать и эффективно разрешать
конфликты. На данный курс зачислено 20 ребят из образовательных учреждений
города.
Что
такое медиация?
Медиатор (посредник) — человек или группа людей, которые,
являясь третьей нейтральной, независимой стороной, не заинтересованной в данном
конфликте, помогают конфликтующим разрешить имеющийся спор.
В Российской Федерации принят Федеральный
закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об альтернативной
процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре
медиации)"
Экспериментальные программы медиации с
использованием добровольцев-медиаторов начались в США в начале 1970-х в
нескольких крупных городах. Они оказались настолько успешными, что сотни других
программ были проведены по всей стране в следующие 2 десятилетия, и в настоящее
время практика медиации широко распространена в Соединенных Штатах.
В настоящее время в России применение
медиации в арбитражных и гражданских судах регламентируется Федеральным законом
№ 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием
посредника (процедуре медиации)», вступившим в силу с 1 января 2011 года.
Что такое школьная медиация?
Это метод (технология) организации
переговоров конфликтующих сторон независимым и беспристрастным посредником, в
целях достижения сторонами взаимовыгодного, основанного на удовлетворении
интересов каждого, соглашения.
Для школьной медиации часто рекомендуют
проводить процедуру медиаторам в парах (ко-медиация), так как ситуация нередко
требует обсуждений работы после проведенной одной медиативной сессии либо
требует большой концентрации внимания и т.п.
Ко-медиаторы, как правило, подбираются
разных полов, возрастов, в целях лучшей диагностики конфликта. До проведения
процедуры медиаторам следует договориться о примерной стратегии, о способах
взаимодействия между собой, о распределении ролей на данной встрече.
Показания к применению:
- все виды школьных конфликтов, если в них есть четко выраженные конфликтующие стороны и они не многочисленны.
Программы по возмещению вреда имуществу
школы, третьим лицам, соученикам эффективно реализуются при помощи классических
медиативных техник.