Проблемы буллинга в современном образовании: состояние и пути решения

Проблемы буллинга в современном образовании: состояние и пути решения

    22 января 2024 года в психологическом центре «Азамат» города Канаш состоялся семинар по проблематике буллинга и его профилактики.

   С приветственным словом к участникам мероприятия обратилась директор Центра Александрова Татьяна Ханатиевна в своем приветственном слове отметила безусловную актуальность рассматриваемой проблематики, подчеркнула особую важность прилагаемых усилий по реализации программ профилактики буллинга в современной образовательной среде. Татьяна Ханатиевна отметила, что буллинг важно рассматривать в контексте психологии агрессии, разновидностью которой, с определенной спецификой, он является. Важный момент, на который стоит обратить внимание, состоит в том, что специфика буллинга как понятия — это наличие свидетелей. Наличие свидетелей — квалифицирующий и дифференцирующий признак буллинга. Исследования показывают, что свидетели подчас играют решающую роль в развитии, стимуляции буллинга или, наоборот, его прекращения и редукции. Продолжая выступление, докладчик, опираясь на результаты авторских исследований, представил интересные данные, связанные с феноменом буллинга.

Леванов Дмитрий Сергеевич, руководитель Центра информационной безопасности и профилактики деструктивных явлений среди несовершеннолетних БОУ «Центр образования и комплексного сопровождения детей» Минобразования Чувашии раскрыл аспекты кибербуллинга, профилактики вовлечения несовершеннолетних в деструктивные сообщества в сети Интернет.

    Штеймиллер Ксения Николаевна, педагог-психолог БОУ «Центр образования и комплексного сопровождения детей» Минобразования Чувашии особое внимание слушателей обратила на взгляд самих педагогов на проблему буллинга. По данным исследований выяснено, что учителя так же, как и родители, чаще замечают физический буллинг, чем другие типы. На их оценки не влияет наличие в данный момент классного руководства. За этим фактом стоят вопросы психологической подготовки, компетентности учителя — заметить скрытый буллинг, который может быть для ребенка более травмирующим, чем физический, удается не всем учителям.
Продолжая, докладчик указывает на взаимосвязь школьной травли с семейной структурой: большая часть опрошенных учащихся оказывается в ситуации буллинга последовательно (а, возможно, и одновременно) в разных ролях, т.е. ученик, будучи жертвой травли, в другой момент сам становится агрессором, при этом часто являясь свидетелем нападений на других. Наличие у подростка брата или сестры (неважно, старшего или младшего) значимо повышает вероятность того, что он или она окажется вовлеченным в школьную травлю как булли или свидетель. Взаимосвязь также есть с факторами благосостояния семьи: оценки степени комфортности для ученика климата школы связаны с составом его семьи и уровнем ее благосостояния. Ученики из семей с низким материальным статусом значимо ниже более обеспеченных учащихся оценивают качество отношений как с учителями, так и с одноклассниками. Они считают школу гораздо менее справедливым и безопасным местом. Также ученики с низким материальным статусом семьи значимо чаще вовлечены в ситуации травли в роли жертвы. Чаще других подвергаются травле подростки из семей с самым низким уровнем доходов, семей, где работает только мать, а также проживающих в мегаполисах. При этом значимо чаще такие подростки подвергаются социальной агрессии, вербальной травле и киберагрессии.
     Ксения Николаевна отметила, что существуют значимые различия в детско-родительских отношениях у детей с риском виктимизации и агрессивного поведения. Жертвами травли чаще становятся дети, поведение матерей которых тормозит овладение их детьми характерными для их гендера социальными ролями (гиперопека по отношению к мальчикам, холодность и враждебность по отношению к девочкам). Дети-агрессоры часто являлись объектами враждебности и жестких дисциплинарных воздействий со стороны отцов.
С докладом на тему «Профилактика деструктивных последствий буллинга в образовательном пространстве школы» выступила Большакова Маргарита Нигматовна, следователь по особо важным делам Канашского МРСО СУ СК РФ по ЧР.  

   Педагоги-психологи Центра «Азамат» Ефимова Надежда Александровна и Демьянова Алиса Юрьевна раскрыли аспекты психологической помощи ребенку и его родителям. Рекомендовали педагогам активнее привлекать к разрешению конфликтных ситуаций в образовательной среде школьные службы медиации. Которые показали свою эффективность в воспитании установок толерантного сознания, снижении конфликтности, криминализации школьной среды и профилактика девиантного поведения в школьной среде.