22 января 2024 года в психологическом центре
«Азамат» города Канаш состоялся семинар по проблематике буллинга и его профилактики.
С приветственным словом к участникам мероприятия
обратилась директор Центра Александрова Татьяна Ханатиевна в своем
приветственном слове отметила безусловную актуальность рассматриваемой
проблематики, подчеркнула особую важность прилагаемых усилий по реализации программ
профилактики буллинга в современной образовательной среде. Татьяна Ханатиевна
отметила, что буллинг важно рассматривать в контексте психологии агрессии,
разновидностью которой, с определенной спецификой, он является. Важный момент,
на который стоит обратить внимание, состоит в том, что специфика буллинга как
понятия — это наличие свидетелей. Наличие свидетелей — квалифицирующий и
дифференцирующий признак буллинга. Исследования показывают, что свидетели
подчас играют решающую роль в развитии, стимуляции буллинга или, наоборот, его
прекращения и редукции. Продолжая выступление, докладчик, опираясь на
результаты авторских исследований, представил интересные данные, связанные с
феноменом буллинга.
Леванов Дмитрий Сергеевич, руководитель Центра
информационной безопасности и профилактики деструктивных явлений среди
несовершеннолетних БОУ «Центр образования и комплексного сопровождения детей»
Минобразования Чувашии раскрыл аспекты кибербуллинга, профилактики вовлечения
несовершеннолетних в деструктивные сообщества в сети Интернет.
Штеймиллер Ксения Николаевна, педагог-психолог БОУ «Центр образования и комплексного
сопровождения детей» Минобразования Чувашии особое внимание слушателей обратила на взгляд
самих педагогов на проблему буллинга. По данным исследований выяснено, что
учителя так же, как и родители, чаще замечают физический буллинг, чем другие
типы. На их оценки не влияет наличие в данный момент классного руководства. За
этим фактом стоят вопросы психологической подготовки, компетентности учителя —
заметить скрытый буллинг, который может быть для ребенка более травмирующим,
чем физический, удается не всем учителям.
Продолжая, докладчик указывает на взаимосвязь
школьной травли с семейной структурой: большая часть опрошенных учащихся
оказывается в ситуации буллинга последовательно (а, возможно, и одновременно) в
разных ролях, т.е. ученик, будучи жертвой травли, в другой момент сам
становится агрессором, при этом часто являясь свидетелем нападений на других.
Наличие у подростка брата или сестры (неважно, старшего или младшего) значимо повышает
вероятность того, что он или она окажется вовлеченным в школьную травлю как
булли или свидетель. Взаимосвязь также есть с факторами благосостояния семьи:
оценки степени комфортности для ученика климата школы связаны с составом его
семьи и уровнем ее благосостояния. Ученики из семей с низким материальным
статусом значимо ниже более обеспеченных учащихся оценивают качество отношений
как с учителями, так и с одноклассниками. Они считают школу гораздо менее
справедливым и безопасным местом. Также ученики с низким материальным статусом
семьи значимо чаще вовлечены в ситуации травли в роли жертвы. Чаще других
подвергаются травле подростки из семей с самым низким уровнем доходов, семей,
где работает только мать, а также проживающих в мегаполисах. При этом значимо
чаще такие подростки подвергаются социальной агрессии, вербальной травле и
киберагрессии.
Ксения Николаевна отметила, что существуют
значимые различия в детско-родительских отношениях у детей с риском
виктимизации и агрессивного поведения. Жертвами травли чаще становятся дети,
поведение матерей которых тормозит овладение их детьми характерными для их
гендера социальными ролями (гиперопека по отношению к мальчикам, холодность и
враждебность по отношению к девочкам). Дети-агрессоры часто являлись объектами
враждебности и жестких дисциплинарных воздействий со стороны отцов.
С докладом на тему «Профилактика деструктивных
последствий буллинга в образовательном пространстве школы» выступила Большакова
Маргарита Нигматовна, следователь по особо важным делам Канашского МРСО СУ СК
РФ по ЧР.
Педагоги-психологи Центра «Азамат» Ефимова Надежда Александровна и Демьянова Алиса Юрьевна раскрыли
аспекты психологической помощи
ребенку и его родителям. Рекомендовали педагогам активнее привлекать к
разрешению конфликтных ситуаций в образовательной среде школьные службы
медиации. Которые показали свою эффективность в воспитании установок
толерантного сознания, снижении конфликтности, криминализации школьной среды и
профилактика девиантного поведения в школьной среде.