Муниципальная
система оценки качества образования в городе Канаш охватывает все
образовательные ниши, в том числе дошкольное образование. Сегодня встает вопрос
не только о возможности получения дошкольной образовательной услуги, но и о ее
качестве. Диапазон дошкольного образования в городе Канаш достаточно
традиционен – 100 % детей посещали детский сад три года и более. Существуют
совершенно определенные требования к будущему первокласснику, не удовлетворяя
которым ребенок не сможет быть успешным в начальной школе и далее в своем
движении по образовательной траектории.
Учитывая
необходимость планомерного исследования процесса перехода от дошкольного
образования к обучению в начальной школе, специалистами Муниципального
бюджетного нетипового образовательного учреждения «Центр
психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Азамат» города Канаш
Чувашской Республики организовано проведение ежегодного исследования по
определению готовности первоклассников к обучению в школе.
Для
организации и проведения данного исследования выбрано скрининг-обследование
готовности к школьному обучению (Авторы: Н. Семаго, М. Семаго).
Цель:
оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности:
возможности работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умения
самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, обладать
определенным уровнем работоспособности, а также вовремя остановиться в
выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение следующего.
Таким образом, оценивается сформированность регуляторного компонента
деятельности в целом. Выделение произвольной регуляции собственной деятельности
как первостепенной составляющей готовности ребенка к началу обучения является
основой данной программы.
Помимо
оценки результатов выполняемых заданий, учитывались особенности деятельности и
характер поведения ребенка в процессе работы. Это является чрезвычайно важным,
поскольку, с одной стороны, более четко выявляется «цена» деятельности ребенка,
его эмоциональные, «энергоресурсные» затраты, с другой — появляется возможность
прогностической оценки поведенческих особенностей ребенка в условиях групповой
работы.
Предлагаемые
задания не требовали дополнительных умений (чтение, письмо) и были построены на
основе базовых умений дошкольника (рисование).
Срок
проведения диагностики:
25.03.2024-09.04.2024
г. г. - организованное обследование воспитанников ДОУ.
После
проведения исследования в образовательном учреждении и обработки полученных
данных на каждого ученика результаты были переданы в «Муниципальное казённое
учреждение «Отдел образования и молодежной политики администрации города Канаш
Чувашской Республики».
Профиль
готовности первоклассника к обучению в школе – включает следующие позиции:
1.
Оценка особенностей тонкой
моторики и произвольного внимания (удержание как самой инструкции, так и
двигательной программы), умения работать самостоятельно в режиме фронтальной
инструкции.
2.
Оценка сформированности
навыков пересчета в пределах 9, соотнесение цифры и количества изображенных
фигур. Оценка моторных навыков при изображении цифры. Определение
сформированности понятия «больше—меньше» в ситуации «конфликтного» расположения
элементов.
3.
Оценка сформированности у
ребенка звукового и звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух;
сформированность графической деятельности, произвольная регуляция собственной
деятельности.
4.
Выявление сформированности
произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности),
возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и
целенаправленности деятельности.
5.
Общая оценка
сформированности графической деятельности, оценка топологических и метрических
(соблюдение пропорций) пространственных представлений, общего уровня развития.
В
исследовании примут участие 597 воспитанник выпускных групп города Канаш
Чувашской Республики.