Семинар по итогам мониторинга готовности обучающихся дошкольных образовательных учреждений города к обучению в школе.

Семинар по итогам мониторинга готовности обучающихся дошкольных образовательных учреждений города к обучению в школе.

Специалистами психологического центра «Азамат» организован и проведен ежегодный семинар для заведующих и методистов дошкольных образовательных учреждений города Канаш с целью ознакомления с итогами обследования воспитанников выпускных групп.

Целью данного исследования было определение уровня готовности первоклассников города Канаш Чувашской Республики к обучению в начальном звене. Предлагаемые задания не требовали дополнительных умений (чтение, письмо) и были построены на основе базовых умений дошкольника (рисование). Срок проведения диагностики: 25.03.2024-09.04.2024 г. г.

Профиль готовности первоклассника к обучению в школе включал следующие позиции:

1.                  Оценка особенностей тонкой моторики и произвольного внимания (удержание как самой инструкции, так и двигательной программы), умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции.

 

2.                  Оценка сформированности навыков пересчета в пределах 9, соотнесение цифры и количества изображенных фигур. Оценка моторных навыков при изображении цифры. Определение сформированности понятия «больше—меньше» в ситуации «конфликтного» расположения элементов.

 

3.                  Оценка сформированности у ребенка звукового и звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух; сформированность графической деятельности, произвольная регуляция собственной деятельности.

 

4.                  Выявление сформированности произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности), возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности.

 

5.                  Общая оценка сформированности графической деятельности, оценка топологических и метрических (соблюдение пропорций) пространственных представлений, общего уровня развития.

В исследовании приняли участие 524 воспитанника выпускных групп города Канаш Чувашской Республики из 17 дошкольных образовательных учреждений. Анализ результатов обследования детей показал, что наиболее высокие результаты готовности к школе показали дошкольники, посещающие МБДОУ «Детский сад №5» г. Канаш, МБДОУ «Детский сад №9» г. Канаш, МБДОУ «Детский сад №12» г. Канаш. 

Воспитанники остальных дошкольных образовательных учреждениях в среднем успешно справились с предлагаемыми заданиями.

Выявленные проблемные результаты будут внимательно изучены, рассмотрены на заседаниях малых педагогических советов (педсоветах  учителей начального звена). Эти дети, с низким уровнем готовности, должны находиться под пристальным вниманием учителей и психологов. При необходимости с ними нужно организовать дополнительные коррекционные занятия. Особо низкий уровень готовности к школе связан, в первую очередь, с несформированностью предпосылок учебной деятельности. При недостаточной сформированности предпосылок учебной деятельности следует очень осторожно и постепенно вводить стандартную для школы систему отношений, чтобы у детей не возникла школьная дезадаптация. При подготовке дошкольников к школьному обучению основное внимание должно уделяться не столько обучению конкретным навыкам (чтения, счета и т.п.), сколько развитию у детей произвольности, умения воспринимать и чётко выполнять указания взрослого, принимать поставленную задачу, учитывать заданную систему условий и т.п. Полученные результаты необходимо учитывать при планировании конкретной деятельности учителей начальной школы.