Специалистами психологического центра
«Азамат» организован и проведен ежегодный семинар для заведующих и методистов
дошкольных образовательных учреждений города Канаш с целью ознакомления с
итогами обследования воспитанников
выпускных групп.
Целью данного исследования было определение уровня
готовности первоклассников города Канаш Чувашской Республики к обучению в
начальном звене. Предлагаемые задания не требовали дополнительных умений
(чтение, письмо) и были построены на основе базовых умений дошкольника
(рисование). Срок проведения диагностики: 25.03.2024-09.04.2024 г. г.
Профиль
готовности первоклассника к обучению в школе включал следующие позиции:
1.
Оценка особенностей тонкой моторики и произвольного внимания (удержание
как самой инструкции, так и двигательной программы), умения работать
самостоятельно в режиме фронтальной инструкции.
2.
Оценка сформированности навыков пересчета в пределах 9, соотнесение цифры
и количества изображенных фигур. Оценка моторных навыков при изображении цифры.
Определение сформированности понятия «больше—меньше» в ситуации «конфликтного»
расположения элементов.
3.
Оценка сформированности у ребенка звукового и звукобуквенного анализа
материала, подаваемого на слух; сформированность графической деятельности,
произвольная регуляция собственной деятельности.
4.
Выявление сформированности произвольной регуляции деятельности (удержание
алгоритма деятельности), возможностей распределения и переключения внимания,
работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности.
5.
Общая оценка сформированности графической деятельности, оценка
топологических и метрических (соблюдение пропорций) пространственных
представлений, общего уровня развития.
В
исследовании приняли участие 524 воспитанника
выпускных групп города Канаш Чувашской Республики из 17 дошкольных
образовательных учреждений. Анализ результатов обследования детей
показал, что наиболее высокие результаты готовности к школе показали
дошкольники, посещающие МБДОУ «Детский
сад №5» г. Канаш, МБДОУ «Детский сад №9» г. Канаш, МБДОУ «Детский сад №12» г. Канаш.
Воспитанники
остальных дошкольных образовательных учреждениях в среднем успешно справились с
предлагаемыми заданиями.
Выявленные проблемные результаты будут внимательно
изучены, рассмотрены на заседаниях малых педагогических советов
(педсоветах учителей начального звена). Эти дети, с
низким уровнем готовности, должны находиться под пристальным вниманием учителей
и психологов. При необходимости с ними нужно организовать дополнительные
коррекционные занятия. Особо низкий уровень готовности к школе связан, в первую
очередь, с несформированностью предпосылок учебной деятельности. При
недостаточной сформированности предпосылок учебной деятельности следует очень
осторожно и постепенно вводить стандартную для школы систему отношений, чтобы у
детей не возникла школьная дезадаптация. При подготовке дошкольников к
школьному обучению основное внимание должно уделяться не столько обучению
конкретным навыкам (чтения, счета и т.п.), сколько развитию у детей
произвольности, умения воспринимать и чётко выполнять указания взрослого,
принимать поставленную задачу, учитывать заданную систему условий и т.п.
Полученные результаты необходимо учитывать при планировании конкретной
деятельности учителей начальной школы.